
На кого и для чего будут «стучать» мессенджеры.
Итак, Правительством РФ установлен порядок идентификации пользователей мессенджеров. Так, для подтверждения абонентского номера пользователю мессенджера будет предложено совершить действия с использованием этого номера, позволяющие достоверно установить, что он использует сообщенный абонентский номер при регистрации в мессенджере. В случае отсутствия номера в базе оператора или неполучения ответа от него идентификация считается не пройдённо, и мессенджер отказывается от предоставления услуг пользователю. Данный порядок начнет действовать с 06 мая 2019 г.

Таким образом один из столпов мессенджеров – анонимность, уходит в прошлое. Для чего это делается? Повышение уровня безопасности в обществе? Вряд ли. Для участковых и отделов полиции для раскрытия бытовых преступлений? Для этого не задействуются ресурсы подобной мощности — громадные затраты сотовых операторов, конфликты с мессенджерами, социальное недовольство. Борьба с террористами? Здравый смысл подсказывает, что серьезные мероприятия проводятся на определенном уровне конспирации, исключающей звонки и обмен мессенджерами с телефона купленного на свою фамилию. Это затруднит доступ преступникам различного уровня к мессенджером? Нет. Бери иностранную сим карту и пользуйся. Плюс до сих пор купить «серые» sim-карты можно без проблем в крупных городах.
Это не выводит ни на новый уровень безопасности, не создает каких то качественно новых преград перед преступными сообществами. Им не придется что то изобретать и привлекать большие ресурсы для решения проблемы анонимности.
Привязка мессенджера к абоненту может быть помощью при поиске мелких хулиганов или «случайных экстремистов», тех, кто высказался на запрещенные темы. Т.е. либо преступников — полных идиотов, либо обычных людей, у которых и в мыслях нет скрываться. Проверка телефона полицией уже стало данностью. Фактически, постановление упрощает процессуальные действия для следователей – проще установить привязку пользователей к реальной личности.-
Возникают и вопросы юридического характера, например в нормативных актах нет определений ни «мессенджера», ни «отправителя сообщения в мессенджере», из-за чего могут возникать юридические коллизии. Достаточно сложно дать юридически верное определение мессенджера, так как возможность обмена сообщениями в режиме реального времени предоставляется широким спектром программ. С законодательной точки зрения уточнения требует понятие «отправитель сообщения»
Или как обеспечить связку сотового оператора, магазина приложений и устройства. Более того, есть масса других способов, как пользователю зарегистрироваться в новом мессенджере.
Неясно, как правила будут действовать в отношении несовершеннолетних и юридических лиц.
Идентификация пользователей мессенджеров может затронуть право граждан на тайну переписки, которая гарантируется 23 статьей Конституции РФ.
Непонятно, если при идентификации пользователя будут уточняться только сведения о «наличии или отсутствии информации об абоненте», то такая идентификация на самом деле не дает ничего.
Непонятно, какой конкретно информацией будут обмениваться мессенджеры и операторы связи и каким образом должна быть урегулирована эта информация в части защиты персональных данных и защиты сведений об абоненте.
Выводы:
— Возможно несколько (на 0,01% — 0,1%)увеличиться раскрываемость преступлений за счет идиотов, планирующих преступления с помощью собственного телефона.
— Возможно повышение стоимости сотовой связи
— Периодические конфликты абонентов сотовых операторов в связи с ошибками при взаимодействии с мессенджерами из-за незаконной блокировки отправки сообщений в мессенджере.
— Значительно увеличиться возможность правоохранительных органов для поиска и идентификации тех, кто высказывается на запрещенные темы.
— Ну и экономика. Я поставил ее на последнее место. Но возможно стоило бы сказать об этом как о превалирующей версии. Рынок мессенджеров достиг уровня насыщения – у 83% владельцев смартфонов установлены несколько сервисов по обмену сообщениями.
В коммуникационной индустрии мессенджеры имеют очень большое значение. При этом мессенджеры совершенно непрозрачны с точки зрения использования рекламных инструментов.
Например, у 59% пользователей смартфонов в России установлен WhatsApp (данные на начало 2018 года), но релевантных данных о пользователях, конечно же, нет, и именно ввиду отсутствия какой-либо регуляции в отношении мессенджеров. Рекламному рынку для развития необходима возможность релевантной оценки аудитории.
При наличии регуляции, рынок мессенджеров будет более привлекателен с точки зрения коммуникационной работы: от возможности оценки аудитории до развития новых технологий рекламного и коммуникационного взаимодействия